Главная » Статьи

Калейдоскоп походной амуниции

Калейдоскоп походной амуниции

В статье рассматривается эволюция казачьей военной формы, в основном происходившая в течение XIX века. От традиционной одежды разных казачьих областей до формы единого образца. В качестве иллюстраций представлены рисунки-реконструкции автора.

Сегодня, заходя в зал Военной галереи Государственного Эрмитажа, невольно останавливаешься у монументального полотна П. Хесса "Сражение при Тарутине 6 октября 1812 года". На картине запечатлена атака казаков на французскую кавалерию. Мы видим прославленных лейб-казаков, бесстрашные сотни "донцов", лихую казачью артиллерию, несущуюся в бой. Блестяще нарисованы всадники, их форма, снаряжение и оружие. Но почему-то не покидает чувство приукрашенности происходящего. Действительно, большинство персонажей нарисованы в летней форме, несмотря на холодное время года. У Хесса в основном форма одежды парадная и образцов более позднего периода. К примеру, донские артиллеристы в 1812 году носили синие, а не зеленые куртки и чекмени. Известно, что парадную форму берегли, а для военных походов использовали домотканую одежду "казачьего покроя".

Придворного живописца понять просто. Большинство заказных батальных картин XIX века выполнены в "парадном" стиле. Естественно, и главные герои этих полотен рисовались во всем величии и красоте. Сама война изображалась как эффектное, колоритное зрелище. Этой позиции продолжают следовать некоторые современные художники, авторы статей и книг по истории казачества (при отборе рисунков). В результате тиражируется шаблонный, в какой-то степени однобокий образ казачества. Мы попытаемся проанализировать имеющиеся письменные, иконографические источники и фотодокументы и на их основе реконструировать характерные типы казаков на войне.

В период распада Золотой Орды в степь ("Дикое поле") уходили отряды опытных воинов-славян, оказавшихся не у дел. Здесь они обеспечивали свое существование охотой и рыбной ловлей, а также захватом военной добычи. По профессиональному интересу и по православной вере они объединялись с другими отрядами степняков и образовывали военные общины ("братства"). Жизнь в степи была крайне опасной и непредсказуемой, поэтому больше всего ценилось не одеяние, а оружие и конь. Главное требование к одежде — удобство и функциональность. Часто перед лицом врага воины оголяли торс, показывая, что не дорожат жизнью и будут биться насмерть. Эта боевая традиция известна со времен походов князя Святослава и сохраняется у казаков по сей день. Таких бойцов называли "оторвами", позднее — "характерниками". Они обладали способностями усиливать в сражении свой физический потенциал и тем самым становиться неуязвимыми. Из них вырастало будущее казачество.

На реконструкции 1 изображен молодой всадник "в смертном задоре", в походной одежде. Он без защитного головного убора, сбросил серый армяк, полотняную рубаху и устремился на врага. Конь и казак составляют единое целое. У коня грива подстрижена, чтобы не мешала в бою, оставлена только челка. У всадника традиционные борода и усы, которые олицетворяли волю, воспринимались как сакральный символ. Такой же символ - серьга в ухе. Прическа "айдар" - стрижка вкруг всей головы обрубом, не в скобку. Казак одет в красные шаровары, которые носили молодые воины. На ногах распространенные башмаки - невысокая обувь из кожи теленка на толстой подошве, с кожаными ремнями, при помощи которых закреплялась на ноге, обмотанной куском шерстяной ткани. Воин опоясан кожаным ремнем, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал или сабля. Дополняют вооружение лук и колчан со стрелами.
На реконструкции 1 изображен молодой всадник "в смертном задоре", в походной одежде. Он без защитного головного убора, сбросил серый армяк, полотняную рубаху и устремился на врага. Конь и казак составляют единое целое. У коня грива подстрижена, чтобы не мешала в бою, оставлена только челка. У всадника традиционные борода и усы, которые олицетворяли волю, воспринимались как сакральный символ. Такой же символ - серьга в ухе. Прическа "айдар" - стрижка вкруг всей головы обрубом, не в скобку. Казак одет в красные шаровары, которые носили молодые воины. На ногах распространенные башмаки - невысокая обувь из кожи теленка на толстой подошве, с кожаными ремнями, при помощи которых закреплялась на ноге, обмотанной куском шерстяной ткани. Воин опоясан кожаным ремнем, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал или сабля. Дополняют вооружение лук и колчан со стрелами.

Со временем образ казачества претерпевал изменения. Первые подробные описания казаков "на походе" середины XVI века оставил генерал А.А. Ригельман. Они настолько непривычны, что их старались и стараются не замечать, относят к разряду небылиц. Записанные Ригельманом в конце XVIII столетия донские предания сообщают, что, узнав о неудачных попытках Ивана Грозного взять Казань, казаки на своем Кругу решили оказать ему помощь. Собираясь на войну, "атаман послал часть казаков к устью реки Дон и велел настрелять птиц баб и привезти великое количество перьев их. Сими перьями убрал он поверх одежды, с головы и до ног, войско свое, и так пышно, что каждой человек представлялся превеличайшим страшилищем. Он вооружил их всех военною сбруею, как-то: копьями, ружьями, саблями, луками и стрелами и прочим, кто что имел и привел под Казань на помощь Ивану Грозному". Вид этих воинов, по преданию, сильно испугал царских воевод. Посланец царя, приблизившись к лагерю, смог только спросить: "Люди они или привидение?" В ответ громогласно раздалось, "что люди они, да и русские вольные, пришедшие с Дону царю московскому помогать взять Казань и за Дом пресвятыя Богородицы все свои головы положит"[1].

При системном изучении приведенных сведений ничего необычного в них не обнаруживается. О воинах отборных передовых отрядов в степном пограничье, с избытком украшавших себя перьями, писали западные путешественники. Они изображены на немецких гравюрах XVI века и в альбоме-отчете 1567 года французского офицера Николя де Николаи, проехавшего до Стамбула в 1551-м. В Турции "крылатых" всадников называли "дели". По всей видимости, казаки, выступая на войну, использовали этот прием, с одной стороны, для маскировки (ввести противника в заблуждение), с другой — для устрашения. При атаке, особенно конной, конструкции из перьев издавали пугающий шум, в схватке не позволяли накинуть аркан. Облик "казаков-страшилищ" можно представить по современным историческим фильмам, где показаны крылатые польские гусары второй половины XVII века.

Следует также иметь в виду, что на Дону и его притоках в избытке селились дикие лебеди и гуси (серые и белые), а название реки Хопер, по Далю, толкуется как "притон диких гусей". Логично предположить, что соперники казаков, видя их в бою, называли их по-своему — белый гусь. Через сто лет "крылья" за спиной всадника стали признаком доблести, благородства и особого статуса. "Крылатые воины" служили в конном эскорте царя Алексея Михайловича.

На реконструкции 2 изображен конный бородатый казак под Казанью, пышно украшенный птичьими перьями (по описаниям Ригельмана). В холодную погоду он одет в синий зипун - удобную для верховой езды распашную одежду из грубого сукна или шерсти, без ворота, полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими длинными рукавами, с застежкой справа налево на крючки или кожаные пуговицы. На зипун одета кольчуга, на которую, в свою очередь, наброшена самодельная куртка из рыси мехом наружу. Голова защищена шлемом с бармицей, поверх которого надета шапка с широким мерлушчатым околышем и цветным суконным колпаком. На ногах - традиционные шаровары, заправленные в мягкие сапоги: без них невозможно было скакать на лошади и управлять ею. Всадник вооружен луком со стрелами, саблей и пикой, к древку которой вверху привязан пук птичьих перьев.
На реконструкции 2 изображен конный бородатый казак под Казанью, пышно украшенный птичьими перьями (по описаниям Ригельмана). В холодную погоду он одет в синий зипун - удобную для верховой езды распашную одежду из грубого сукна или шерсти, без ворота, полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими длинными рукавами, с застежкой справа налево на крючки или кожаные пуговицы. На зипун одета кольчуга, на которую, в свою очередь, наброшена самодельная куртка из рыси мехом наружу. Голова защищена шлемом с бармицей, поверх которого надета шапка с широким мерлушчатым околышем и цветным суконным колпаком. На ногах - традиционные шаровары, заправленные в мягкие сапоги: без них невозможно было скакать на лошади и управлять ею. Всадник вооружен луком со стрелами, саблей и пикой, к древку которой вверху привязан пук птичьих перьев.

Внешний вид казаков мало изменился и в XVIII веке. Остались в прошлом экзотические и устаревшие предметы, но одежду "старинного покроя" и традиционное оружие казаки отстояли. В период всеобщего переодевания в "немецкое платье" власти побоялись подчинить казаков новым порядкам и высочайшее пожаловали их "кафтаном и бородой". С этого времени кафтан стал отличием и основой казачьей одежды. Его вместе с бешметом носили и на службе, и в быту.

Старинный бешмет представлял собой распашную рубашку длиной до колен, с прямыми цельными полами, с небольшим стоячим воротником и узкими рукавами. Он застегивался на груди до талии на пуговицы или крючки. По вороту и борту мог обшиваться тесьмой или галуном. Кафтан известен как вид однобортной распашной одежды с "низким воротником, который не застегивался на шее, а открытый шел до половины груди, так что бешмет оставался открытым и видным; с половины груди у кафтана были застежки или крючки"[2]. Рукава верхнего кафтана делались разрезными спереди от плеча до локтей, так что могли быть надеты на руки или откинуты и завязаны за спиной.

Парадный кафтан имел пышные рукава, по воротнику, борту и на прорезях под мышками обшивался галуном широким или узким, смотря по званию: широким — у старшин и узким — у младших чинов. Галун на кафтанах нашивался и сзади по швам — от талии до мышц или плеч. Кафтан подпоясывался цветным кушаком с золотистыми кистями.

В середине 1770-х годов правительство сделало попытку регламентировать традиционную одежду и установить казачьим формированиям цвета парадной одежды. При этом бешмет был назван полукафтаном, папаха — меховой шапкой. Одежду предполагалось шить из светло-синего, красного, малинового и коричневого сукна. На местах не последовали этому начинанию, некоторый отклик оно нашло только в среде казачьей старшины.

Основной тон в казачьей одежде задавали донцы. Побывавший на Дону в конце XVIII века иностранец И.Г. Георги отмечал преобладание синего цвета в верхней одежде казаков, при этом шаровары большей частью изготавливались из красного сукна. По его наблюдению, "шаровары у казаков походят на турецкие, только гораздо поуже, почти полушаровары. На голове носят шапки с круглыми, из овчинок, высокими околышами. По кафтану подпоясываются рядовые сабельным опоясьем или же поясом камлотовым и других материй, но старшины сверх опоясья сабельного имеют шелковые персидские или польские поясы, сабли носят на полукафтанье. Полусапоги черного сафьяну или простой кожи, но [у] старшины часто — красные или желтые"[3].

На реконструкции 3 изображен бывалый донской казак с неизменными бородой и усами. Он одет в ношеные синие домотканый кафтан и суконный бешмет, рукава которого продеты в прорези кафтана и выпущены наружу. Кафтан подпоясан красным кушаком с желтыми кистями. За кушак заткнут пистолет. Под кушаком - поясная портупея, на которой висит сабля. Через правое плечо перекинуто ружье, с обмотанным куском материи ударным замком, через левое плечо - кавалерийская патронная сумка. Традиционные шаровары - красные, полусапоги - черные. К седлу приторочены походные сумы. Завершают боевой образ казака черная папаха с красным верхом, перчатки с крагами и пика с красным древком - "дончиха".
На реконструкции 3 изображен бывалый донской казак с неизменными бородой и усами. Он одет в ношеные синие домотканый кафтан и суконный бешмет, рукава которого продеты в прорези кафтана и выпущены наружу. Кафтан подпоясан красным кушаком с желтыми кистями. За кушак заткнут пистолет. Под кушаком - поясная портупея, на которой висит сабля. Через правое плечо перекинуто ружье, с обмотанным куском материи ударным замком, через левое плечо - кавалерийская патронная сумка. Традиционные шаровары - красные, полусапоги - черные. К седлу приторочены походные сумы. Завершают боевой образ казака черная папаха с красным верхом, перчатки с крагами и пика с красным древком - "дончиха".

Как известно, казаки, отправляясь на войну, готовили "справу" сами и за свой счет. Они одевали не парадный, а домашний кафтан или халат, бешмет или длинную рубашку с пуговицами; часто полы их заправлялись в шаровары, которые заворачивались в полусапоги. Оружие было свое — "дедовское" или трофейное: в необходимый комплект входили сабли или шашки, ружья или карабины, всегда — пики и пистолеты. Обязательной и незаменимой вещью считалась высокая папаха, чуть расширенная книзу. Для войны папахи шились в основном из меха барана, реже — волка и медведя, так как эти меха смягчали удар сабли, благодаря своей специфике. Дополняли наряд разнообразные кушаки, выполнявшие и гигиенические функции (использовались как полотенце). В таком виде предстают казаки на зарисовках очевидцев — Г. Бонбри, Й. Вольца, X. Гейслера, К. Жернеля, Ф. Лежена, Л. Эльмера и других.

На полях сражений своим видом выделялись уральские казаки. Они предпочитали кафтану привычный им широкий халат. Он кроился с боковыми клиньями и шалевидным воротником, с широкими рукавами, позволявшими в холодную и ветреную погоду убирать вожжи вместе с кистями рук в рукав. Халат не имел застежек и запахивался на правую или на левую сторону, что зависело от желания казака. Шился из шерстяных, часто пестрого цвета, тканей; для летнего времени — из нанки и других легких материй. Были распространены халаты, сшитые из шкур мехом внутрь, а также изготовленные из конских шкур мехом наружу. Для подвязывания халата использовался длинный кушак.

Под халат надевали бешмет. У уральцев он кроился прямым спереди, с отрезной спинкой и пришивными клиньями сзади. По свидетельству старожилов XIX века, "часто он шился таким образом, что перед бешмета был шелковый, а спина и рукава из китайки или другой какой-либо недорогой материи"[4]. Шаровары были широкие, суконные или нанковые, шились удобными для верховой езды и заправлялись в мягкие азиатские сапоги. Иногда шаровары носились навыпуск.

На реконструкции 4 изображен уральский казак на марше. Он одет в халат-яргак, сшитый из шкурок двух-трехмесячных жеребят, шерстью вверх. Яргак надевался поверх основных одежд и хорошо защищал от ветра и дождя, не портился от влажности. Одежда подвязана малиновым кушаком, за который заткнут пистолет. На поясной портупее под кушаком - восточная сабля и принадлежности для стрельбы - сумки для пуль и пороха, натруска. На ремне через правое плечо висит ружье с вилообразной подставкой, прикладом вперед с обернутым тонкой шкурой ударным замком. Пика - с металлическими оковами древка (для прочности). На голове традиционная шапка с высоким малиновым колпаком, в правой руке - нагайка.
На реконструкции 4 изображен уральский казак на марше. Он одет в халат-яргак, сшитый из шкурок двух-трехмесячных жеребят, шерстью вверх. Яргак надевался поверх основных одежд и хорошо защищал от ветра и дождя, не портился от влажности. Одежда подвязана малиновым кушаком, за который заткнут пистолет. На поясной портупее под кушаком - восточная сабля и принадлежности для стрельбы - сумки для пуль и пороха, натруска. На ремне через правое плечо висит ружье с вилообразной подставкой, прикладом вперед с обернутым тонкой шкурой ударным замком. Пика - с металлическими оковами древка (для прочности). На голове традиционная шапка с высоким малиновым колпаком, в правой руке - нагайка.

Типы уральских казаков запечатлены иностранными художниками-современниками Т. Вебером, Ж. Пишоном, Р. Портером, К. Берне. На некоторых гравюрах бросается в глаза отсутствие у многих "уральцев" холодного оружия. Это соответствует утверждениям уральских старожилов, что первоначально сабли казаки не любили, считали их бесполезными и поэтому обзывали "темляками".

Предметом особой заботы и гордости уральского казака была борода, которую называли "отечеством" и считали знаком принадлежности к казачьему роду. Примечательно, что все попытки властей "обрить" уральцев не имели успеха.

В 1801 году было принято решение ввести единую казачью форму одежды, предварительно испытав ее на строевых казаках Донского казачьего войска. Власти пошли путем соединения кафтана и бешмета. В результате получился новый вид одежды — однобортный длинный чекмень. Попутно бешмет укоротили и переделали в куртку.

Первые форменные чекмени шились из темно-синего сукна, со стоячим воротником и застежкой на крючки. Воротники и пришивные обшлага по швам полагалось обшивать красным кантом. Куртка делалась короткой или удлиненной, но заправлялась в шаровары и пристегивалась к ним с внутренней стороны на пуговицы. Место соединения надежно скреплялось широким цветным кушаком. Прежние шаровары с мотней немного сузили и боковые швы закрыли широкими цветными лампасами, с этих пор ставшими официальным отличием степовых казаков. В качестве головного убора ввели меховой кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. Новшеством также стали погоны у казаков, витые жгуты (затем — эполеты), шарфы-пояса и шпоры у казачьих офицеров. Позднее эту форму одежды с некоторыми особенностями распространили на другие казачьи войска[5].

На реконструкции 5 представлен собирательный образ строевого донского казака, развернувшегося в атаку с походного положения. Он надел на войну форменный чекмень с погонами, походные шаровары, обшитые кожей, и самодельную высокую фуражку с козырьком. Шаровары нового образца (с красными лампасами) выпущены на сапоги с каблуками. Чекмень подпоясан портупеей, на которой висит легко-кавалерийская сабля. Портупея закрыта широким черным кожаным ремнем с накладным карманом посередине и двумя кобурами по бокам, в которые вставлены кремневые пистолеты. Через правое плечо перекинуто ружье, подготовленное к стрельбе, через левое - одета перевязь с лядункой. В руке, прижатой к боку, казак держит пику с красным древком, которую по донской привычке положил между ушами лошади.
На реконструкции 5 представлен собирательный образ строевого донского казака, развернувшегося в атаку с походного положения. Он надел на войну форменный чекмень с погонами, походные шаровары, обшитые кожей, и самодельную высокую фуражку с козырьком. Шаровары нового образца (с красными лампасами) выпущены на сапоги с каблуками. Чекмень подпоясан портупеей, на которой висит легко-кавалерийская сабля. Портупея закрыта широким черным кожаным ремнем с накладным карманом посередине и двумя кобурами по бокам, в которые вставлены кремневые пистолеты. Через правое плечо перекинуто ружье, подготовленное к стрельбе, через левое - одета перевязь с лядункой. В руке, прижатой к боку, казак держит пику с красным древком, которую по донской привычке положил между ушами лошади.

Донские казаки в чекменях. В середине "баклановский" чекмень с напатронниками.
Донские казаки в чекменях. В середине "баклановский" чекмень с напатронниками.

В ходе военных кампаний казаки усовершенствовали свой костюм. Большинство нижних чинов стали носить произвольные суконные фуражки, а на шапках — черные чехлы. Широкие и свободные шаровары приспособили для того, чтобы в них можно было заправлять всю куртку. Верх их настолько удлинили, что порой он доходил до середины груди, дополнительно утепляя ее после тугого стягивания кушаком. Такие шаровары защищали казака от ветра и переохлаждения. Для прочности их наиболее трущиеся части нередко обшивали кусками кожи. В холодное время года поверх одежды одевали бурки, полушубки, позднее — шинели. Бурка в походе считалась незаменимой. Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки. Надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости. Большой популярностью пользовался балахон — валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи.

Колоритные образы казаков мы видим на зарисовках с натуры, выполненных художниками К. Вагнером, X. Гейслером, И.А. Клейном, С. Кристофором и другими. Содержащаяся в их работах информация об одежде, вооружении и снаряжении, особенностях их ношения и применения позволяет скорректировать сложившиеся представления о казаках в период войн с Наполеоном.

Все свое имущество донец везет с собой. Оно уложено в походные сумы и приторочено с обоих боков лошади. Вещи укрыты синим суконным чепраком с красной обшивкой. Сверху закреплена кожаная подушка, на которой сидит всадник.

В таком виде казаки возвращались победителями домой. Овеянные славой чекмень и шаровары с лампасами прижились на Дону, их стали носить не только на службе, но и донашивать дома. Таким образом казак всегда был одет по форме и готов в любое время выступить в поход.

Казаки обладали способностями быстро приспосабливаться к условиям честности, где приходилось воевать. Это помогло им успешно выдержать испытания, выпавшие на их долю на Северном Кавказе.

Первоначально донские полки, оказавшись на Кавказской линии, показывали себя не с лучшей стороны. В условиях предгорий и лесных трущоб пики-дончихи в неумелых руках превращались в бесполезную и обременительную вещь. "Камыш идет!" — насмешливо кричали старые опытные бойцы, завидев сотню донцов с поднятыми вверх пиками. Положение изменилось, когда полками стал командовать родовой казак, блестящий офицер Яков Петрович Бакланов. Он обучил казаков владению пикой и шашкой, значительно улучшил содержание строевых коней. Форменные чекмени отправил на хранение в походные сундучки, а казаков заставил добывать в бою и носить одежду поверженного противника. Особо ценились кавказские шашки, кинжалы и легкие винтовки. Сам Бакланов виртуозно владел всеми видами оружия, мог ударом шашки развалить всадника от шеи до седла. Он одевал летом красный бешмет и трофейное оружие, зимой "наряжался в бурку, или овчинный тулуп и мохнатую шапку..."[6].

Донские казаки, вернувшиеся с Кавказской войны, дополнили домашний гардероб черкеской, кавказским бешметом и наборным ремешком, которые долго сохраняли популярность.

На реконструкции 6 изображены донские "казаки-кавказцы", описание которых оставил лично знакомый с Баклановым генерал-майор В.А. Полторацкий: "...Наружность полковника наводила страх и ужас на все окрестные селения, где имя его сделалось пугалом детей и взрослых. 13,5 вершков роста, косая сажень в плечах, рожа - не приведи Бог! - с длиннейшими усами и бородой, вся рябая, темно-фиолетового колера... Отличный ездок, на рослом и лихом коне, с дорогим оружием на себе и громаднейшим значком за собою, он действительно всею обстановкою резко отличался от всех прочих. Популярен был на всем левом фланге значок Бакланова, необыкновенного размера, вроде простыни, с белым черепом по средине и накрест сложенными костями внизу, а кругом с белою же крупными буквами надписью: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Где бы неприятель ни узрел это страшное знамение, высоко развевающееся в руках великана-донца, как тень следующего за своим командиром, — там же являлась и чудовищная образина Бакланова, а нераздельно с нею неизбежное поражение и смерть всякому попавшему на пути шайтан-Баклана..."[10].
На реконструкции 6 изображены донские "казаки-кавказцы", описание которых оставил лично знакомый с Баклановым генерал-майор В.А. Полторацкий: "...Наружность полковника наводила страх и ужас на все окрестные селения, где имя его сделалось пугалом детей и взрослых. 13,5 вершков роста, косая сажень в плечах, рожа - не приведи Бог! - с длиннейшими усами и бородой, вся рябая, темно-фиолетового колера... Отличный ездок, на рослом и лихом коне, с дорогим оружием на себе и громаднейшим значком за собою, он действительно всею обстановкою резко отличался от всех прочих. Популярен был на всем левом фланге значок Бакланова, необыкновенного размера, вроде простыни, с белым черепом по средине и накрест сложенными костями внизу, а кругом с белою же крупными буквами надписью: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Где бы неприятель ни узрел это страшное знамение, высоко развевающееся в руках великана-донца, как тень следующего за своим командиром, — там же являлась и чудовищная образина Бакланова, а нераздельно с нею неизбежное поражение и смерть всякому попавшему на пути шайтан-Баклана..."[10].

Особым явлением на Кавказе стали казаки, поселенные на линии. В течение длительного времени регулярно высылаемые сюда с юга России, они постепенно врастали в "кавказский мир", примеряли на себя местную одежду, овладевали оружием, усваивали живость и удаль своего противника. Находясь во враждебном окружении, линеец служил на пределе физических возможностей, всегда был вооружен и готов к бою. По мнению историка Ф.А. Щербины, "основные приемы партизанской войны, одежду, кавалерийскую выправку, даже характер вооружения — все это линеец перенял у горца. Одним словом, линеец был тот же черкес, но только русской национальности"[7].

Приспосабливаться к умелому противнику пришлось и потомкам запорожских казаков — черноморцам. Они сменили форменные мундиры на трофейные черкески, одели кавказские папахи, поменяли обувь. В целях безопасности сняли с одежды погоны и отпустили бороды по местному фасону. Представление о военных буднях казаков дают акварели и зарисовки с натуры художников Г.Г. Гагарина, Ф.Ф. Горшельта, В.Ф. Тимма и других.

На реконструкции 7 на переднем плане изображен черноморец-пластун с кавказским ружьем. Он носит трофейную черкеску, бешмет и папаху. С одежды сняты погоны. Сходство с горцами усиливают кавказские кинжал и шашка, а также популярные суконные ноговицы (аналог казачьих гамаш). Они обшивались по верхнему и нижнему краю тесьмой (галуном), одевались сверху на икры, имели внизу подножники (штрипки). Ноговицы плотно облегали ногу, защищая шаровары от конского пота, от цепляния за ветки и острые края камней. На ноговицы надевались наколенники в виде коротких широких трубок. Вся конструкция закреплялась на ноге при помощи подвязок и шнурков.
На реконструкции 7 на переднем плане изображен черноморец-пластун с кавказским ружьем. Он носит трофейную черкеску, бешмет и папаху. С одежды сняты погоны. Сходство с горцами усиливают кавказские кинжал и шашка, а также популярные суконные ноговицы (аналог казачьих гамаш). Они обшивались по верхнему и нижнему краю тесьмой (галуном), одевались сверху на икры, имели внизу подножники (штрипки). Ноговицы плотно облегали ногу, защищая шаровары от конского пота, от цепляния за ветки и острые края камней. На ноговицы надевались наколенники в виде коротких широких трубок. Вся конструкция закреплялась на ноге при помощи подвязок и шнурков.

На заднем плане виден стреляющий с коня казак-линеец в изношенной черкеске. У него за спиной пистолет в кобуре. На папаху наброшен широкий длинный башлык. На ногах — чувяки (сапожки из мягкой кожи без каблуков).

С разделением казачьих войск на кавказские и степовые отличительной особенностью первых на долгие годы стала форменная одежда, в основу которой была положена легендарная черкеска.

Эта практичная и приспособленная для войны одежда нашла применение даже за Уралом, в Оренбургском казачьем войске. После зимней Хивинской экспедиции генерала Перовского (1839-1840), сопровождавшейся огромными потерями из-за некачественного регламентированного обмундирования, оренбургские казаки озаботились своей экипировкой для дальних походов в восточную степь. С началом военных действий в Средней Азии войсковое начальство негласно разрешило оренбуржцам, участвовавшим в восточных военных экспедициях, носить одежду, более подходящую для климата с резким перепадом температур. Об этом было принято не распространяться, и только в 1930-х годах казаки, эмигрировавшие в Китай, опубликовали эту информацию. Один комплект одежды у казаков составляли: фуражка с козырьком в белом чехле (с 1869 года с назатыльником), длинная светло-синяя рубаха со стоячим воротником и съемными светло-синими погонами, полотняная черкеска без напатронников, шаровары темно-зеленого сукна без лампасов (позднее, кожаные красные штаны (чембары), сапоги с длинными голенищами. Офицерская форма отличалась от формы нижних чинов съемными погонами соответственно чину и напатронниками на белых черкесках, в которые вставлялись по десять газырей с каждой стороны. В холодное и зимнее время разрешалось носить все, что позволяло чувствовать себя комфортно.

Другой комплект одежды представлен на реконструкции 8. Оренбуржец в походе носит барашковую папаху со светло-синим верхом, традиционную светло-синюю рубаху со стоячим воротником, желтый верблюжий суконный халат с пришивными суконными светло-синими погонами, шаровары темно-зеленого сукна, заправленные в высокие шерстяные носки, которые одеты в легкие ичиги. Башлык использован не по прямому назначению, а для ношения патронов: его сворачивали в виде мешка и надевали через плечо. Конь оседлан без чепрака, а вместо чемодана использованы восточные переметные сумы (курджумы). Казак вооружен линейной винтовкой и регламентированной шашкой. Пика отсутствует, так как, по многочисленным свидетельствам, оренбуржцы считали ее бесполезной вещью. "Выступая в поход, - писал есаул В. Водопьянов, - казак непременно ломал древко своей пики, а копье и подток прятал в чемодан, где эти части его вооружения пребывали в продолжение всей службы, и только по возвращении на льготу казак приводил свою пику в порядок для смотров..."[11].
Другой комплект одежды представлен на реконструкции 8. Оренбуржец в походе носит барашковую папаху со светло-синим верхом, традиционную светло-синюю рубаху со стоячим воротником, желтый верблюжий суконный халат с пришивными суконными светло-синими погонами, шаровары темно-зеленого сукна, заправленные в высокие шерстяные носки, которые одеты в легкие ичиги. Башлык использован не по прямому назначению, а для ношения патронов: его сворачивали в виде мешка и надевали через плечо. Конь оседлан без чепрака, а вместо чемодана использованы восточные переметные сумы (курджумы). Казак вооружен линейной винтовкой и регламентированной шашкой. Пика отсутствует, так как, по многочисленным свидетельствам, оренбуржцы считали ее бесполезной вещью. "Выступая в поход, - писал есаул В. Водопьянов, - казак непременно ломал древко своей пики, а копье и подток прятал в чемодан, где эти части его вооружения пребывали в продолжение всей службы, и только по возвращении на льготу казак приводил свою пику в порядок для смотров..."[11].

Казаки, служившие в жарких районах, всегда брали с собой комплект облегченной одежды. Она никем не регламентировалась и отличалась разнообразием: холщовые рубахи и шаровары, шелковые бешметы, полотняные укороченные чекмени, кожаные штаны. Изучив опыт ношения такой одежды, правительство в 1862 году ввело в регулярных частях гимнастические рубахи, которые затем составили основу летней формы одежды частей Туркестанского военного округа. В 1867-м было официально разрешено казакам носить летом в местности с жарким климатом облегченную одежду. Этим сразу воспользовались в Астраханском казачьем войске, посылавшем наряды в район Аму-Дарьи.

На реконструкции 9 изображен астраханский казак в регламентированном холщовом кителе, одинакового покроя с мундиром, и холщовых шароварах. Воротник и обшлага кителя обшиты тонкой желтой тесьмой, на шароварах - кант того же цвета. Казак вооружен капсульной винтовкой, шашкой и пикой.
На реконструкции 9 изображен астраханский казак в регламентированном холщовом кителе, одинакового покроя с мундиром, и холщовых шароварах. Воротник и обшлага кителя обшиты тонкой желтой тесьмой, на шароварах - кант того же цвета. Казак вооружен капсульной винтовкой, шашкой и пикой.

Свою летнюю одежду разработали и сибирские казаки. Они взяли за основу установленную в 1869 году для частей Туркестанского военного округа белую гимнастерку, но доработали ее по своему вкусу. Получилась удобная и оригинальная одежда, которая сегодня известна как "ермаковка". В коллекции автора имеются фотографии, на которых позируют казаки в рубахах-ермаковках.

На реконструкции 10 изображен сибирский казак в Кокандском походе. Голова его защищена фуражкой с белым полотняным чехлом и назатыльником. Он одет в "ермаковку" из небеленого полотна, с разрезом до середины груди, со стоячим воротником, который застегивался крючком. Разрез прикрывался небольшим лацканом, пришитым к рубахе с правой стороны и застегивающимся на крючок под воротником с левой стороны. На груди нашивались два напатронника, в которые вставлялись газыри. Воротник, обшлага, лацкан и напатронники по краям обшивались тонкой красной тесьмой. На плечах размещали съемные полотняные красные погоны. На ногах казака - красные чембары, заправленные в высокие сапоги с каблуками. Он вооружен винтовкой и шашкой установленных образцов.
На реконструкции 10 изображен сибирский казак в Кокандском походе. Голова его защищена фуражкой с белым полотняным чехлом и назатыльником. Он одет в "ермаковку" из небеленого полотна, с разрезом до середины груди, со стоячим воротником, который застегивался крючком. Разрез прикрывался небольшим лацканом, пришитым к рубахе с правой стороны и застегивающимся на крючок под воротником с левой стороны. На груди нашивались два напатронника, в которые вставлялись газыри. Воротник, обшлага, лацкан и напатронники по краям обшивались тонкой красной тесьмой. На плечах размещали съемные полотняные красные погоны. На ногах казака - красные чембары, заправленные в высокие сапоги с каблуками. Он вооружен винтовкой и шашкой установленных образцов.

Сибирские казаки в "ермаковках"
Сибирские казаки в "ермаковках"

Приверженность традиционной одежде постоянно демонстрировали уральцы. Известно, что регламентированная форма одежды была введена в Уральском войске значительно позже, чем в других казачьих войсках. В середине 1880-х годов наказной атаман Уральского казачьего войска генерал Н.Н. Шипов, оценив качество повседневной одежды уральцев (халата), предлагал ввести его в "состав форменной одежды, имея в виду то, что халат может заменить казаку китель, как вещь красивая, легкая, не маркая и постройка ее делается домашними средствами"[8].

В 1889 году эта инициатива была одобрена властями, и уральским казакам был установлен новый мундир, созданный на основе почитаемого ими халата. Мундир был длинным, на 14 сантиметров ниже колен, со стоячим воротником с выпушкой, с тремя карманами (один накладной на груди и два прорезных с боков), подкладкой произвольного цвета, шился он из синего сукна с таким расчетом, чтобы можно было надеть под него теплую одежду или полушубок, для чего существовал второй ряд крючков. Новый мундир стали называть татаркой. К нему полагались красные кожаные шаровары (чембары), которые носили все чины независимо от места нахождения полков и времени года. Одновременно уральским казакам разрешили носить папахи из местной длинношерстной овчины с суконным колпаком малинового цвета.

На реконструкции 11 изображен уральский казак на местных маневрах. Он одет в мундир-татарку, чембары и высокие сапоги. На голове - фуражка с синей тульей и малиновым околышем, которая символизировала принадлежность к уральскому казачеству и была отличительным знаком уральцев в Средней Азии. За плечами у казака — винтовка, в правой откинутой руке - пика[12].
На реконструкции 11 изображен уральский казак на местных маневрах. Он одет в мундир-татарку, чембары и высокие сапоги. На голове - фуражка с синей тульей и малиновым околышем, которая символизировала принадлежность к уральскому казачеству и была отличительным знаком уральцев в Средней Азии. За плечами у казака — винтовка, в правой откинутой руке - пика[12].

Уральский казак в "мундире-татарке".
Уральский казак в "мундире-татарке".

Такую же форму, но темно-зеленого цвета с желтым (прикладным) сукном и без чембар получили нижние чины Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. В 1891 году татарки были установлены и для офицеров, но с небольшими изменениями, которые касались также уральцев: у генералов воротник прямой, со скошенными концами застегивался на крючки спереди, у остальных офицеров концы воротника были закругленными, у штаб- и обер-офицеров нашивались петлицы: одна серебряная на воротнике и две галунные на обшлагах. Новым в казачьей форме стали чекмени-татарки, отличавшиеся от мундиров отсутствием галунов и петлиц и закругленными воротниками на генеральских чекменях. Эта удобная и практичная одежда, которая пришлась по душе казакам, вскоре была положена в основу нового казачьего обмундирования всех степовых казачьих войск и просуществовала до 1909 года.

В Забайкалье и на Дальнем Востоке, где суровый климат, для зимних походов использовался дополнительный комплект одежды. Казак надевал на теплое нижнее белье форменный мундир и утепленные шаровары с лампасами. Поверх мундира — ватную куртку и овчинный короткий полушубок с погонами и форменными пуговицами. Ноги защищали волчьи чулки, на которые натягивались козьи унты. На руки надевались пуховые перчатки, а поверх них большие меховые рукавицы мехом внутрь. Голову утепляли вязаной шерстяной шапочкой, прикрывавшей шею, и сверху — традиционной папахой с длинным мехом. Поверх всего набрасывался башлык, обмотанный вокруг шеи. В седельной подушке возили смену белья, погоны, кушак, теплые чулки и форменные сапоги[9].

Казачий офицер в такой одежде представлен на реконструкции 12. Основу его обмундирования составляет меховой полушубок образца 1862 года: двубортный, из овчин хорошей мягкой выделки, со стоячим овчинным воротником, с двумя косыми боковыми карманами, длиной чуть ниже колен. В отличие от рядовых казаков офицерам разрешалось носить полушубок из любого меха, оторачивать этим же мехом борта, рукава и низ, покрывать его материей защитного цвета и делать произвольные карманы. На полушубок надето походное снаряжение с портупеями, кобурой и ремнями для крепления шашки. На шее висит регламентированный футляр для бинокля. Завершает образ казачьего офицера накинутый на папаху башлык, который, несмотря на временную замену его вязаным шлемом, продолжали носить, а регламентированный шлем одевали под папаху.
Казачий офицер в такой одежде представлен на реконструкции 12. Основу его обмундирования составляет меховой полушубок образца 1862 года: двубортный, из овчин хорошей мягкой выделки, со стоячим овчинным воротником, с двумя косыми боковыми карманами, длиной чуть ниже колен. В отличие от рядовых казаков офицерам разрешалось носить полушубок из любого меха, оторачивать этим же мехом борта, рукава и низ, покрывать его материей защитного цвета и делать произвольные карманы. На полушубок надето походное снаряжение с портупеями, кобурой и ремнями для крепления шашки. На шее висит регламентированный футляр для бинокля. Завершает образ казачьего офицера накинутый на папаху башлык, который, несмотря на временную замену его вязаным шлемом, продолжали носить, а регламентированный шлем одевали под папаху.

В начале XX века после неудач в Русско-японской войне власти пошли по пути унификации всей походной одежды. В результате казаки в защитных фуражках, гимнастерках, мундирах и однообразных шинелях мало чем отличались от солдат регулярных частей. Это сходство еще больше усилилось после 1915 года, когда разрешили заготовлять и поставлять в казачьи части пехотные рубахи и штаны, серые папахи. Но когда на фронте выдавались минуты затишья или части выводились в ближний тыл, казаки доставали из сундучков и одевали цветные фуражки и погоны, незаношенные шаровары с лампасами, "родные" гимнастерки и мундиры (к примеру, ермаковки), пошитые с местными особенностями и согласно традициям. Эта походная, а по сути глубоко народная одежда напоминала о доме, выделяла казака среди других воинов и красноречиво свидетельствовала о принадлежности к древнему "казачьему роду".

Библиография

1. Ригельман А. История или повествование о донских казаках околь и когда они начало свое имеют, и в какое время и из каких людей на Дону поселились, какие их были дела и чем прославились и прочее. М. 1846. С. 4-5.

2. Описание старинной одежды яицких казаков // Войсковые ведомости. 1867. № 2-5.

3. Донской народный костюм. Ростов-на-Дону. 1986. С. 34.

4. См.: Казачество великое, бесстрашное. СПб. 2008. С. 164-175.

5. Краснов П. Н. Картины былого Тихого Дона. Волгоград. 1994. С. 132.

6. Записки М. Я. Ольшевского. Кавказ с 1841 по 1866 г. // Русская старина. № 1.1894. С. 141.

7. Фелицын Е.Д., Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. 1696-1888 г. Краснодар. 1996. С. 194.

8. Заметки о народном быте и одежде уральских казаков. Б. м. 1896. С. 15.

9. См.: Пешков Д. Путевые заметки (дневник) от Благовещенска до Петербурга изо дня в день с 7 ноября 1889 г. по 19 мая 1890 г. во время переезда верхом на Сером. СПб.1890.

10. Полторацкий В.А. Воспоминания // Исторический вестник. 1893. № 3. С. 754.

11. Водопьянов В. История 6-го Оренбургского казачьего полка. М. 1996. С. 121.

12. Бородин Н. А. Идеалы и действительность. Сорок лет жизни и работы рядового русского интеллигента (1879-1919). Берлин; Париж.1930. С. 125-126.

 

Олег Агафонов, кандидат исторических наук
Рисунки-реконструкции автора
Журнал "Родина", №1 2011 г.

 

Комментарии (0)

Пока пусто

Другие статьи из этой рубрики

Хоперский казачий полк: костюм и вооружение в конце XVIII - начале XIX вв.

Хоперский казачий полк: костюм и вооружение в конце XVIII - начале XIX вв.

Опубликовано: 2013-09-16     Комментарии (0)
Статья посвящена проблемам одежды и снаряжения казаков Хоперского полка на первом этапе его существования, после переселения на Кавказ и до массового распространения костюма и вооружения черкесского типа.

Новости

9 марта 2013
Международный Союз казачьих объединений России и Зарубежья поддерживает инициативы казачьего народа ближнего и дальнего Зарубежья по созданию Международного Консорциума "Казачий круг", задачи которого направлены на укрепление духовных, культурных, межнациональных, гуманитарных и генетических связей поколений.
5 марта 2012
Казаки Украины и России объявили себя единым казачьим народом и постановили основной своей задачей борьбу за устойчивое развитие своих стран.
8 декабря 2011
Делегации казачьих обществ со всей России приехали в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца, чтобы лично получить казачьи войсковые знамена из рук Дмитрия Медведева.
Все новости

Комментарии

от сотник Виктор
2018-07-12 07:46:45
Вера, крест, казак, Россия, Православный наш народ. Здесь и мужество и сила И могущества...
от сотник Виктор
2018-07-12 07:39:13
Я рад за казаков Аргентины, как офицер и поэт. Мы братья по вере и значит родные во Христе.
от Ярослав
2018-02-11 10:09:09
Спасибо огромное
от
2017-06-04 13:20:05
от Казак
2017-03-09 08:39:36
Фарид АЛЕКПЕРЛИ, Азербайджан доктор исторических наук КАЗАКИ, КАЗАХИ И КАЗАХЦЫ «Как известно,...

Этот день в истории

События

12 февраля 2012
Новочеркасский музей истории Донского казачества открыл выставку, которая иллюстрирует причастность казаков в Отечественной войне 1812 года против Наполеона.
13 октября 2011
Большой Кубанский хор сумел созвать на Театральную площадь все коллективы Краснодара, чтобы спеть одним большим сводным хором.
23 августа 2011
Воронежская область встречала гостей из 36 регионов необъятной России. Село Колодежное стало на два дня центром казачьей жизни. Это был 10-й, юбилейный фестиваль, который прошел с большим казацким размахом.
Все события

Библиотека

Опрос

Как вы оцениваете личность Петра Краснова?
Однозначно, предатель!
Сложная судьба в сложных исторических обстоятельствах
Борец за Россию без большевизма
Великий патриот казачества!
Меня не интересует его личность
Все опросы

© 2011-2012 Военно-исторический портал "Русское казачество"
Использование собственных материалов сайта возможно только при установке активной гиперссылки на источник.

Подписка на рассылку