Главная » Статьи

"Не боли болячка - я казачка!"

"Не боли болячка - я казачка!"

Жизнь, полная военных тревог и опасностей, формировала на протяжении нескольких столетий в степных просторах России особый психологический тип мужчины, с детских лет профессионально связанного с военным делом. Однако за предприимчивыми, смелыми и гордыми сынами казачьих земель неизменно следовали женщины-казачки.

Служба и веками сложившийся казачий быт держались на станичных порядках, находившихся под мужским контролем. Но в отдельной казачьей семье женщины выступали на первый план, во всяком случае, при решении семейных дел они всегда имели равные права с мужчинами. Очень часто казаки надолго покидали свои курени, и весь груз хозяйственных хлопот и забот о детях ложился на плечи их жен. Иными словами, казачки обеспечивали мужьям крепкий тыл.

Пожалуй, никто с такой любовью и так бережно не относился к своим женщинам, как казаки. Не случайно материнская тема в казачьем фольклоре — одна из самых емких и многогранных.

Предания гласят, что при возникновении вольных товариществ, постоянно боровшихся с воинственными соседями, казаки первоначально соблюдали обет безбрачия. Лишь позднее в их жилищах стали появляться женщины. Но славянских красавиц на степных просторах было мало, и часто казаки женились на пленницах. В переписке с турецкими властями они писали: "А серебро и злато за морем у вас находим. А жен себе красных любых выбираючи, от вас же уводим". Таким образом, казачий генотип вобрал в себя и восточные черты окрестных народов. Сами же казачки всегда славились красотой и одновременно недружелюбием к иноземцам. Один из первых историков Дона — А. Ригельман оставил свои зарисовки о казачьих подругах XVIII столетия: "Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы".

Праздничная одежда женщин 1-го и 2-го Донского и Донецкого округов Войска Донского. Рисунок к "Статистическому описанию Войска Донского" И. Ф. Богдановича. 1830-е гг.
Праздничная одежда женщин 1-го и 2-го Донского и Донецкого округов Войска Донского. Рисунок к "Статистическому описанию Войска Донского" И. Ф. Богдановича. 1830-е гг.

Восточные элементы четко просматривались и в старинной казачьей одежде, бытовавшей вплоть до XIX века. У женщин Тихого Дона главную часть костюма составляло платье татарского покроя — кубелек (длинная шелковая рубаха, полы которой заходили одна за другую не застегиваясь), выше талии надевался татаур (цветной пояс из серебряных пластин или бархата, расшитого жемчугом), обувью служили ичиги — расписные татарские сапожки из мягкой кожи. В летнее время надевали каврак (халат), зимой — шубу. На голове женщины носили повойник, или рогатую кичку, девичий головной убор — челоуч (лента из красного бархата с украшениями или монетами) — не закрывал затылка. В XIX веке получили распространение колпаки, украшенные бисером и вышивкой, а затем файшонки — кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос, с концами, которые завязывались сзади бантом. Чуть позднее, к концу XIX столетия, в моду вошел хорошо известный по шолоховским произведениям женский костюм, состоявший из юбки и кофты с кружевами (или блузки). Кроме того, необходимыми элементами женского убранства всегда были платки и "барашковые" шали.

Как любые женщины, казачки не оставались равнодушными к украшениям. Самыми характерными из них в старину были чикилики (надеваемая на голову атласная лента с жемчугом), перлы и капчаки (жемчужные украшения, прикрепленные к плечам и спускавшиеся до пояса) и базилики (браслеты из гнутых серебряных или золотых пластин, украшенные драгоценными камнями). Ну и, конечно, никогда не выходили из казачьей моды перстни и кольца.

Зимняя одежда девицы и женщины Войска Донского. Рисунок к "Статистическому описанию Войска Донского" И. Ф. Богдановича. 1830-е гг.
Зимняя одежда девицы и женщины Войска Донского. Рисунок к "Статистическому описанию Войска Донского" И. Ф. Богдановича. 1830-е гг.

Женская судьба многих казачек могла послужить сюжетом для авантюрного романа. Упомянем лишь о самой известной донской красавице Меланье Карповне. В молодости она была простой казачкой, торговавшей бубликами на рыночной площади Черкасска. Но однажды на нее обратил взор знаменитый донской атаман и богатый по меркам того времени человек — Степан Данилович Ефремов. По преданию, казака прельстила красота девушки, особенно точеные белые ручки, и покорила бойкость характера. Атаман тут же предложил Меланье руку и сердце, и она вскоре стала третьей по счету женой атамана. Современники обычно вспоминали Меланью в связи с пышной и многолюдной свадьбой, сыгранной в донской столице в 1755 году. Атаман был так счастлив, что казачий городок гулял несколько дней кряду, а яств и напитков было столько, что все съесть и выпить не смогли, осталось еще огромное количество угощений. Молва разнесла весть об этом событии не только по Дону, но и по всей России. С тех пор о слишком обильной трапезе говорили как о "Маланьиной свадьбе".

Красота часто вдохновляла казаков на воинские подвиги. Сохранилась любопытная быль из эпохи Наполеоновских войн, когда казачьи полки возглавлял знаменитый Матвей-Иванович Платов. За победы над французами в 1812 году атаман получил графский титул, но, по преданию, это не помешало ему объявить, что он отдаст свою красавицу дочь замуж за любого казака, который возьмет в плен самого Наполеона и обеспечит ее хорошим приданым. Под Малоярославцем казаки чуть было не пленили французского императора (во время утренней атаки они не заметили его со свитой), после чего, видимо, и родилась эта небылица. Она нашла отражение в первых биографиях казачьего предводителя и в нескольких английских гравюрах того времени, посвященных его красавице дочери.

Впрочем, это была чрезвычайно интересная, но все же легенда. Дело в том, что к 1812 году все дочери Платова были уже замужем, носили другие фамилии. Зато сохранились слова благодарности и искреннего уважения знаменитого предводителя казачьих полков, адресованные женщинам Дона. Уже после окончания Наполеоновских войн в одном из приказов 1816 года Платов, обращаясь к своим товарищам по оружию, писал: "Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь послужит в позднейшем потомстве правилом для поведения жен донских".

Весьма уважительно к женщинам степных краев и к казачьему быту относился и великий писатель Лев Толстой, заметивший: "Красота гребенской казачки особенно поражает соединением черкесского лица с широким сложением северной женщины. Щегольство и изящество в одежде и особенно устройство хат составляет привычку и необходимость в их жизни".

Рабочая одежда девиц Хоперского и Усть-Медведецкого округов Войска Донского. Рисунок к "Статистическому описанию Войска Донского" И. Ф. Богдановича. 1830-е гг.
Рабочая одежда девиц Хоперского и Усть-Медведецкого округов Войска Донского. Рисунок к "Статистическому описанию Войска Донского" И. Ф. Богдановича. 1830-е гг.

Казачки действительно были крайне аккуратны, а станичный быт скорее тяготел к городскому укладу, чем к жизни сельских обывателей. Жена казака, как мать и хозяйка, часто подолгу оставалась одна в доме, стойко переносила все трудности и невзгоды, проявляя при этом завидное терпение и выносливость. Недаром в казачьих областях сложилась поговорка: "Не боли болячка — я казачка!".

Оренбургская казачка, вдова войскового старшины, Александра Георгиевна Кудашева в 1910-1911 годах в одиночку совершила на лошади по кличке Монголка конный пробег из Харбина в Петербург. Преодолев расстояние в 12 000 километров, лихая наездница установила тогда новое мировое достижение. Она побила рекорд сотника Амурского казачьего войска Д. Н. Пешкова, в 1890 году рискнувшего отправиться из Благовещенска в Петербург (это свыше 8000 километров) на своем коне по кличке Серко.

В случае опасности казачки могли постоять за себя и за родную станицу. Уже в детских военных играх со сверстниками-казачатами девочки получали первоначальные сведения о поведении во время войны, а большинство взрослых казачек умели обращаться с оружием и управлять конем.

В свое время получила широкую огласку оборона станицы Наурской в 1774 году. Многотысячный отряд горцев во время русско-турецкой войны внезапно напал на эту станицу как раз тогда, когда все взрослые мужчины отправились в поход. Но неожиданное нападение не смутило оставшихся. На вал, окружавший станицу, с оружием в руках вышли казачки, подростки и седовласые старики. Используя для обороны несколько старых пушек, они всякий раз отбивали нападавших. Осада продолжалась два дня, и женщины смогли отразить несколько приступов, пока не подоспела помощь со стороны. "Хищники" (по терминологии того времени), потеряв сотни убитыми и не добившись поставленной цели, были вынуждены отступить. До 1917 года памятные дни героической обороны — 10 и 11 июня — отмечали в станице Наурской как "Бабий праздник".

И это не единичный случай воинской доблести женщин-казачек. В частности, сохранились сведения об отважных действиях отдельного отряда амурских казачек, сформированного в 1900 году для защиты Благовещенска от маньчжурских хунхузов во время конфликта с Китаем, известного как Боксерское восстание. Стоит упомянуть и казачек, наравне с мужчинами сражавшихся в рядах белых армий.

Женщины-казачки Верхнеблаговещенской станицы во время военных действий в Китае. 1900 г.
Женщины-казачки Верхнеблаговещенской станицы во время военных действий в Китае. 1900 г.

Вот такими были казачки — энергичными, верными, красивыми и гордыми в мирной жизни, сильными духом, выносливыми и смелыми в военное лихолетье...

 

Иван Ступак

 

Комментарии (1)

1. Ваня
2014-11-08 14:28:02
Геройская оборона станицы Наурской 1774г. http://www.odnoklassniki.ru/video/62755363222963-1

Другие статьи из этой рубрики

Заколдованное слово

Заколдованное слово

Опубликовано: 2012-03-20     Комментарии (0)
"Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет", - призывал в свое время Рене Декарт. Увы, для историографии казачества терминологический консенсус нехарактерен. По истории казаков написаны горы литературы, но до сих пор ученые практически не обращались к вопросу о том, насколько...
Забытые родоначальники казачьей гвардии

Забытые родоначальники казачьей гвардии

Опубликовано: 2012-03-24     Комментарии (0)
Начало казачьей гвардии было положено Екатериной II. 28 июня 1762 года в знаменитом "походе на Петергоф", по завершении которого она стала всемогущей императрицей, вместе с гвардейскими частями участвовали все донские, уральские и другие казаки, находившиеся с поручениями от войск в Петербурге.
Астраханская трехсотная казачья команда

Астраханская трехсотная казачья команда

Опубликовано: 2012-03-18     Комментарии (0)
Астраханское казачье войско ведет свое старшинство от казачьего полка, созданного в 1750 г. в Астрахани. Но история астраханских казаков начинается раньше - со времен взятия Астрахани Иваном Грозным.

Новости

9 марта 2013
Международный Союз казачьих объединений России и Зарубежья поддерживает инициативы казачьего народа ближнего и дальнего Зарубежья по созданию Международного Консорциума "Казачий круг", задачи которого направлены на укрепление духовных, культурных, межнациональных, гуманитарных и генетических связей поколений.
5 марта 2012
Казаки Украины и России объявили себя единым казачьим народом и постановили основной своей задачей борьбу за устойчивое развитие своих стран.
8 декабря 2011
Делегации казачьих обществ со всей России приехали в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца, чтобы лично получить казачьи войсковые знамена из рук Дмитрия Медведева.
Все новости

Комментарии

от сотник Виктор
2018-07-12 07:46:45
Вера, крест, казак, Россия, Православный наш народ. Здесь и мужество и сила И могущества...
от сотник Виктор
2018-07-12 07:39:13
Я рад за казаков Аргентины, как офицер и поэт. Мы братья по вере и значит родные во Христе.
от Ярослав
2018-02-11 10:09:09
Спасибо огромное
от
2017-06-04 13:20:05
от Казак
2017-03-09 08:39:36
Фарид АЛЕКПЕРЛИ, Азербайджан доктор исторических наук КАЗАКИ, КАЗАХИ И КАЗАХЦЫ «Как известно,...

Этот день в истории

События

12 февраля 2012
Новочеркасский музей истории Донского казачества открыл выставку, которая иллюстрирует причастность казаков в Отечественной войне 1812 года против Наполеона.
13 октября 2011
Большой Кубанский хор сумел созвать на Театральную площадь все коллективы Краснодара, чтобы спеть одним большим сводным хором.
23 августа 2011
Воронежская область встречала гостей из 36 регионов необъятной России. Село Колодежное стало на два дня центром казачьей жизни. Это был 10-й, юбилейный фестиваль, который прошел с большим казацким размахом.
Все события

Библиотека

Опрос

Как вы оцениваете личность Петра Краснова?
Однозначно, предатель!
Сложная судьба в сложных исторических обстоятельствах
Борец за Россию без большевизма
Великий патриот казачества!
Меня не интересует его личность
Все опросы

© 2011-2012 Военно-исторический портал "Русское казачество"
Использование собственных материалов сайта возможно только при установке активной гиперссылки на источник.

Подписка на рассылку